МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТУРЧИНСКОГО АДАМА ПЕТРОВИЧА

353254, Краснодарский край, Северский район, станица Смоленская, ул. Мира, д. 121, тел. +7 (861-66) 5-54-69

Цель: в ходе исследовательской работы на уроках и реализации тематических мероприятий научного общества «ПОИСК» у воспитанников формируются результат познавательной деятельности ученика и обучение его умениям проектирования. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. Введенный с 2004-2005 учебного года учебный предмет “Кубановедение” реализует в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в законе РФ “Об образовании”. Основополагающая идея закона - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи.

1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости.

2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность с учетом регионального компонента.

3. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации ученика в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

4. На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

На школьных уроках применяю три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом: репродуктивную деятельность, проблемные задания, исследовательскую деятельность. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Работа по формированию мировоззрения должна осуществляться главным образом на уроках. Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы. На уроках применяю такие виды исследований как: опыты, экскурсии, классификация, путешествие по карте, путешествие по “реке времени”, информационный мини проект (дополнительный материал по теме).

С целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения, в рамках государственной программы “Одаренные дети” на базе школы было создано и функционирует научно-исследовательское общество “ПОИСК”.

Работая по данной теме, мы пришли к выводу, что данная программа с точки зрения методики в большей степени ориентированна на старшеклассников. Но т.к. в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа один из важнейших путей в решении данной проблемы. Поэтому уже начиная с младших классов мы ведем научно-исследовательскую деятельность. Эффективность опыта: по окончании начальной школы у учащихся было сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.

Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой для учащихся создается ситуация, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организационного направляемого учителем, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Организуя работу учащихся, необходимо понимать, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать себя в различных видах деятельности.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться главным образом на уроках.

Инновационное обучение - “новый путь в познание”

Говоря об исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления. Ребенок, пришедший в школу, продолжает исследовательское поведение, которое проявляется в естественной форме в виде так называемого детского экспериментирования с предметами; в виде вербального исследования - вопросов задаваемых учителю (почему, зачем, как?..). Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой - овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Именно во время проведения урока происходит становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае – субъекта познания.

Стараюсь строить уроки, используя инновационное обучение, при таком обучении происходит исследование вещей и явлений окружающего мира, природы, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность.

Инновационное обучение дословно переводится как “новый путь в познание”. Инновационное обучение характеризуется двумя чертами: состоянием предвосхищения результата учения учеником и его обязательным добровольным участием в процессе познания на максимальном уровне успешности.

Процесс познания - это мыслительная деятельность. При инновационной организации важен этап включения ученика в мыслительный процесс, создание условий интереса к учебному материалу и потребности этот интерес удовлетворить. Комфортное состояние ученика на уроке зависимо от положительного эмоционального фона- обязательной составной инновационного обучения.

В инновационном обучении ориентировочная основа действия, то есть система условий, на которую ученик опирается при своей работе, обеспечивает обобщение самого высокого уровня. Всё частое усваивается как элемент системы. Я же учу ученика наблюдать, “открывая” и присваивая знания, а затем и самостоятельно создавать продукты ученического творчества. Ставка на включение в деятельность, “дозагрузка” - начало этапа исследовательской работы с детьми на уроке. Эта работа направлена на развитие способности учеников к самостоятельным совместным действиям в новых условиях и одним из ведущих типов овладения знаниями.

Такое “новое” обучение способно, по сути, изменить стиль учебно-воспитательного процесса (легко добиться сотрудничества, сотворчества), изменить тип овладения знаниями.

В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. Фактически, это путь изменения педагогической технологии учителя и учебной технологии ученика, вытекающий из концепции инновационного обучения. Это путь, позволяющий ребенку присутствуя на уроке фактически, не отсутствовать на нем практически. Наконец, это один из путей, при котором процесс познания становится более гуманным, более оптимистичным, и, что очень важно, радостным.

Урок – первый шаг к исследовательской работе

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.

Ведущую роль должны играть выбор инновационных педагогических средств и творческие методы обучения. В арсенале методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Работая по данной теме, мы пришли к выводу, что методика в большей степени ориентирована на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались.

Исследовательский метод обучения, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач требующих самостоятельного творческого решения. Ученик организует творческий поиск. Большинство познавательно-исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы.

Виды исследований:

1) экскурсии;

2) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

3) классификация;

4) путешествие “по ленте времени”.

5) информационный мини проект (дополнительный материал по теме).

Экскурсии

На уроках кубановедения дети вместе с учителем могут провести виртуальную экскурсию, где с помощью компьютера и проектора могут побывать в разных уголках нашей малой Родины: в лесу, на цветущей поляне, у реки и в море, увидеть исторические памятники. Дети наблюдают за удивительным миром природы, но только с экрана, который не может передать запаха полевых цветов, дуновения ветерка, услышать стрекотания кузнечиков.

“Мини-проекты”

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках кубановедения, но уже на новом продуктивном уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.

Я считаю, что любая тема на уроке достойна исследования. Стремясь дать детям, самые полные знания по теме предлагаю детям задания поискового характера. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира и кубановедения, при этом все работы носят коллективный характер. Тематика определяется мной на уроке, но каждый ученик старается внести свой вклад в работу. Именно первое исследование приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, т.к. дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером, который детям заменяет друзей, улицу. Своей работой стараюсь направить своих учеников в нужное русло. Одни ищут материал в библиотеке, другие - втягивают в работу родителей.

Стараюсь построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое научно-исследовательская работа. Предлагаю ребятам экскурсию в библиотеку. Ответственным этапом в научно-исследовательской работе с учащимися является подбор литературы. Здесь приходят на помощь библиотечные уроки. Считаю, что учитель и библиотекарь должны помочь в подборе литературы. Учим ребят, работать с картотекой, каталогом. Там ребята знакомятся с разнообразной литературой: справочники, энциклопедии, научно-познавательная литература. Проводим игры: “Отыщи тот или иной материал”.

Такая форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю-кубановеду сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, поможет учащимся с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.

Компьютерные технологии на уроке

Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на уроке и во внеклассной работе, что является совершенно новым направлением в современной образовательной системе:

1)  обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);

2)   создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point;

3)   формировать функциональные навыки использования Интернет ресурсов;

4)   формировать функциональные навыки разрабатывать тесты, используя готовые программы, создавать ресурсные материалы – дайджесты, презентации.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером и Интернет ресурсами. Применение ИКТ на уроках кубановедения становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроке помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое. Кабинет, в котором я работаю, оснащен телевизором, видеомагнитофоном, экраном, а также есть возможность пользоваться переносным проектором и ноутбуком.

Используя возможности ПК, провожу уроки - “виртуальные экскурсии”, обращаясь за помощью к материалам, размещённым на CD и в Internet, создаю совместно с учащимися старших классов компьютерные презентации и использую их для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Создаю педагогическую копилку для себя, которой охотно делюсь с коллегами на МО школы и района.

Такая форма урока очень продуктивна, так как подготовка к ней заставляет очень чётко структурировать излагаемый материал, продумывать логику повествования до мельчайших подробностей, отбирать наиболее содержательный, важный материал, продумывать аудио- и видеосопровождение, чтобы создать единый эмоциональный образ, что способствует более полному и осмысленному восприятию учащимися излагаемого материала. У меня собрана обширная фильмотека, в которой представлены видеофильмы экранизаций литературных произведений и воспоминаний литературоведов о писателях и поэтах. Кроме этого есть достаточное количество электронных ресурсов, которые я использую в своей работе. Уроки с применением информационно-коммуникативных технологий провожу в системе. Они интересны ученикам, и, как правило, результативность их выше, чем традиционных.

Исследовательская работа во внеурочное время

Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка, подготовить “почву” для того чтобы способности были реализованы. Школа должна заниматься поиском индивидуальности.

Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе.

Посмотрите на ребенка, искренне и заинтересованно решающего какую-либо проблему, и вы увидите идеального ученого. Любой ребенок, ежедневно открывая что-то новое для себя в окружающем мире, активно познает и исследует его. Мотивы ребенка просты и понятны. Им движет не корысть, не зависть, не амбиции, а искренний познавательный интерес.

Ребенок способен заметить то, на что мы, взрослые, никогда не обратили бы внимания сами, он ухватывает самую суть, самое важное в заинтересовавшем его вопросе. Непосредственность детского восприятия и мышления позволяет ему гениально просто объяснять самые сложные проблемы человеческого бытия, над разрешением которых порой безуспешно бьются лучшие умы человечества.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к “ творческой деятельности” не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно выполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

С целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения, в рамках государственной программы “Одаренные дети” на базе школы было создано и функционирует научно-исследовательское общество “ПОИСК” «Историю станицы пишем сами».

Цель работы общества — воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи:

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

- развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

- сформировать чувство ответственности за порученное дело;

- воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не “парализовать” эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не “приземлить” ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать и развивать свои способности.

Организация работы НО “ПОИСК” базируется на принципах интегральности, непрерывности и межпредметного межпрофильного обучения. В рамках деятельности научного общества проходит ежегодная школьная конференция учащихся. Участники защищают свои работы перед жюри- учителями предметниками нашей школы.